Опыт реабилитации наркозависимых на сельском приходе PDF Печать
Материалы - Реабилитация

Наше знакомство с проблемой наркомании началось в 1991 году, когда приход начали посещать Димитрий Островский, Елена Рыдалевская и другие основатели Санкт-Петербургского фонда «Возвращение». Сотрудничество с ними продолжается до сих пор. Первые наркозависимые появились в Георгиевском в 1992 году, но регулярно принимать пациентов на реабилитацию приход начал с 1998 года. В последнее время здесь одновременно проживают 7-8 реабилитантов.

На приходе сформировалась монашеская община: четыре священно инока плюс работники храма. Реабилитантам дается возможность войти в жизнь приходского братства, приобрести опыт иного бытия в мире. В этом и состоит основной метод реабилитации. Пытаться сразу добиться взаимопонимания между церковными людьми и наркозависимыми невозможно, поскольку прежде они существовали в разных духовных пространствах, говорят на разных языках.

«Мы все говорим «на разных языках». Почему на разных? Да потому, что за каждым нашим словом скрыты вся наша жизнь, весь наш опыт». (Архимандрит Софроний: «Письма»). Только на основании опыта, приобретенного в период совместной приходской жизни, появляется возможность действительного взаимопонимания, возможность конструктивного разговора на самые важные темы. Преждевременные разговоры не более чем игра в глухой телефон. Кроме того, ныне слова обесценились, и люди не склонны доверять словам, ныне более чем в прежние времена лучше не рассказывать, а показывать, как следует жить.

Основным деятелем в православной реабилитации является Творец, Промыслитель и Спаситель мира. Главными инструментами приходской реабилитации являются молитва, пост, трудовые послушания, духовное руководство и участие в таинствах. Нет времени говорить о каждом из элементов отдельно, но во избежание неправильного понимания светской частью аудитории необходимо сделать краткое пояснение хотя бы о послушании и посте. Послушание для пациентов это не только приобретение трудовых навыков и умения усердно трудиться, но, прежде всего, упражнение по отсечению своей воли. Весь догматический смысл православной аскетики может быть выражен всего одной фразой: «Да будет воля Твоя, а не моя, Господи». Послушание, это духовное делание. О посте. Пост пугает людей внецерковных. Они тем более сомневаются в возможности поста для больных гепатитом или ВИЧ-инфицированных реабилитантов. Но аскетический опыт церкви учит не только тому, как благоразумно воздерживаться от пищи, но и тому, как правильно питаться, не разрушая, а укрепляя свое здоровье. Открывая пациентам знание о питании и посте, предлагая на трапезу здоровую пищу, значительную часть которой дают приходские сад и огород, получаем в результате, что до сих пор пациенты подобно братии без особых усилий соблюдают все посты согласно церковному уставу, в том числе и Великий пост. Но мы готовы сделать послабления в посте для любого из насельников, если это действительно потребуется.

В книге известного психолога Виктора Франкла утверждается, что «100 процентов слу­чаев наркоманий связаны с ощущением утраты смысла: на вопрос, все ли представляется им бессмысленным, 100 процентов наркоманов отвечали утвердительно». Когда к человеку приходит живая вера, его жизнь не становится более легкой, скорее наоборот. Но с появлением веры жизнь человека наполняется смыслом. Для него все более и более проясняются смысл жизни, смысл страданий, смысл творчества, смысл совершенствования, смысл любви. И этот процесс мы постоянно наблюдаем в наших пациентах, когда они оживают для духовной жизни. У них рождаются вопросы о самых главных смыслах человеческого бытия, в них начинается стремительная переоценка ценностей. Все убожество прежнего императива их жизни: «доставь себе удовольствие» - становится для них очевидным. Новое видение мира, новая система жизненных приоритетов помогает им начать новую жизнь, в которой нет места для наркотиков.

В деятельности прихода, в отличие от деятельности светских реабилитационных центров, работа с наркозависимыми не является главной. Для прихода это всего лишь одна из форм его социального служения. Это способствует достижению важного для успешной реабилитации результата. Пагубной ошибкой наркомана является его упрямое желание думать, что жизнь вращается вокруг него. До сих пор отношения с родителями в семье, годы учебы, прожигание жизни в компании себе подобных, даже реабилитация в светском центре, где сотрудники постоянно нянькались с ним, не заставили его признать всю абсурдность данной аксиомы его бытия. Сложность состоит не в том, чтобы понять это, а в том, чтобы с этим смириться. В центре приходской жизни находятся Бог и богослужение, все иерархически выстраивается вокруг этого центра.  Настоятель и приходское братство не диктуют основные правила приходской жизни, они не более, как служители. Законодателем и хозяином является Бог. Так это и везде в мире, но мир не желает с этим согласиться, и потому увидеть истинный центр жизни вне церкви непросто. А в жизни на приходе такое положение вещей очевидно. Поскольку «подвинуться» надлежит не перед человеком, а перед Богом, и пред глазами молодого человека предстоит добрый пример подобных ему людей, сделавших этот шаг, то он, наконец, занимает свое настоящее место. Следствием является резкая перемена в его отношениях с окружающими, в первую очередь с собственными родителями. Мы приветствуем посещение родителями прихода во время реабилитации их детей и являемся свидетелями многих семейных примирений.  Человеку, сумевшему один раз поставить себя на место, вернуться к прежнему безумию почти невозможно. В этом залог коренного исправления жизни, для наркозависимых - ухода от наркотиков.

Два года на приходе применяется такой нетрадиционный метод работы с реабилитантами, как просмотр и обсуждение кинофильмов. Кино стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Кино состоялось, как искусство и является самым влиятельным из всех искусств в настоящее время. Запретить кино для своей паствы, особенно молодой – невозможно. Значит надо научить ее выбирать кинофильмы, обладающие художественной ценностью, научить эти фильмы смотреть и понимать. Прискорбно, что в школах не введено изучения киноискусства.  Фильмы могут помочь в постановке и осмыслении многих мировоззренческих проблем. Это то поле, на котором возможно наладить продуктивный диалог с молодежью. Некоторые центры по реабилитации наркозависимых используют обсуждение кинофильмов в работе с пациентами, введено оно и у нас. Раз в неделю братия прихода и пациенты просматривают специально подобранный фильм, а через два-три дня происходит его обсуждение. Выбор фильма определяет настоятель. В начале обсуждения участники предлагают свои вопросы по фильму, после чего каждый из присутствующих делится своим пониманием увиденного. Когда все ответят на один вопрос, переходят к следующему. Первыми отвечают пациенты, затем братия, в конце – настоятель, проводящий обсуждение. Цель не в принятии единого «правильного» мнения, а в свободном обмене мнениями, в знакомстве с видением других людей. Во время обсуждения вскрывается разница мировоззрений присутствующих, происходит глубокая межличностная встреча. Для наркозависимых такая форма работы является очень конструктивной, поскольку позволяет им неожиданно увидеть иное понимание реальности, другие решения различных жизненных ситуаций. Подобный разговор воспринимается ими как безопасное общение, происходящее без грубого вторжения в их личную внутреннюю жизнь. По окончании беседы у этих ребят остается пища для раздумий, поскольку для них становятся очевидными глубокие изъяны тех стереотипов, в которых они привыкли воспринимать окружающий мир. Люди учатся думать, выражать свои мысли, слушать других и уважать чужое мнение. Вдобавок ко всему, у ребят развивается художественный вкус.

Немало усилий уходит на то, чтобы приучить приехавших ребят общаться не только с братией, но и между собою на нормальном русском языке. За редкими исключениями, они привыкли разговаривать на сленге. Желательно, чтобы сленг ушел не только из их разговора, но и из их мышления. Чтение, доброжелательный контроль со стороны братии и самоконтроль помогают им справиться с этой задачей.  В приходской библиотеке кроме духовной литературы имеется и художественная, в основном русская классика. У ребят есть время для чтения. 

До сего дня основным путем распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране является внутривенное употребление наркотиков, значительная часть наркоманов заражена этим вирусом, и каждый реабилитационный центр ныне вынужден решать, принимать ли зараженных ребят на реабилитацию. В 2002 году братия прихода дала согласие на реабилитацию ВИЧ-инфицированных ребят, в последнее время они составляют половину пациентов. На приходе изначально соблюдаются необходимые правила гигиены, ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, никак не отделяются от прочих насельников.

Мы полагаем, что опыт нашего прихода по реабилитации наркозависимых может быть плодотворно воспроизведен на других сельских приходах, поскольку главное: молитва, пост, трудовые послушания, духовное руководство, богослужение, таинства, возможность осознания своего места в мире и наполнение жизни смыслом – реализуемы на всяком православном приходе. Но Свято-Георгиевский приход имеет и ряд особенностей, способствующих успешному проведению реабилитации. Самое главное это наличие единодушного монашеского братства, в жизнь которого входят реабилитанты. Маленькое село Георгиевское труднодоступно и в нем кроме служителей храма никто не живет. Среди жителей села совсем нет женщин. Храм расположен в очень живописном месте на северном берегу Горьковского водохранилища. Приход посещают специалисты, профессионально занимающиеся помощью наркозависимым. Каждый из перечисленных факторов способствует успеху реабилитации.

Служители храма сознают необходимость делиться накопленным опытом по реабилитации, привлекать к этой деятельности новые приходы. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, всего человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься реабилитацией, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране. Жатвы много, а делателей мало. Потенциал церкви практически неограничен, необходимо привести его в действие. Представители Свято-Георгиевского прихода принимали участие во многих конференциях, посвященных проблеме помощи наркозависимым и ВИЧ-инфицированным людям, в том числе международных, выступая с  докладами. Написан и издан  ряд статей по этой тематике. Снято два фильма о реабилитации на приходе. В издательстве Сатис вышла книга «Не умру, но жив буду», рассказывающая об опыте прихода по работе с наркозависимыми.

Церковь должна активно заниматься с наркозависимыми и с инфицированными ВИЧ/СПИДом, она может многое предложить для решения данной проблемы. Эта категория молодых людей совсем не безнадежная часть церковной паствы. Братия Свято-Георгиевского прихода сделала свой выбор и, на основании накопленного опыта, будет продолжать реабилитацию наркозависимых пациентов. Оказалось, что работать с ними, хотя, зачастую, и непросто, но интересно. Среди них немало талантливых ребят, многие очень серьезно и ревностно относятся к своему воцерковлению, поскольку понимают, что в их случае это вопрос жизни и смерти. Эти ребята умеют ценить  доброе и доверительное к ним отношение. За все годы, в которые на приходе проводилась реабилитация, никто из пациентов не позволил себе подлого поступка по отношению к приходу (хотя мы понимаем, что у некоторых приходов в этом отношении может быть иной опыт). Когда становишься свидетелем того, как эти ребята буквально на глазах  воскресают к жизни, то и сам испытываешь глубокие переживания. А главное, понимаешь, что Богу дороги эти люди и видишь, что Он  принимает их.