Повествование о том, как служители Свято-Георгиевского прихода занялись реабилитацией наркоманов PDF Печать
Материалы - Реабилитация

Знакомство братии Свято-Георгиевского прихода с проблемой наркомании началось в 1991 году, когда приход начали посещать Димитрий Островский, Елена Рыдалевская и другие основатели Санкт-Петербургского фонда «Возвращение». Для приехавших из северной столицы гостей это был начальный период их воцерковления. Во время встреч происходил обмен знаниями: гости посвящались в тайны церковной жизни, хозяева получали новую для них информацию о наркомании. Вместе думали, каким образом Церковь могла бы помогать людям, попавшим в зависимость от наркотиков. В 1991 году сотрудники фонда «Возвращение» создали свой реабилитационный центр для наркозависимых во Всеволожске. В 1995 году этот центр переехал на новое место жительства, поближе к Питеру, в поселок Мельничный ручей, от которого и получил свое название «Мельница». В процессе реабилитации пациентов «Мельницы» знакомили с православием, старались приобщать их к церковной жизни.

Благодаря своему знакомству с основателями фонда, братия Свято-Георгиевского прихода не только прошла вводный теоретический курс по проблеме наркомании, но также получила возможность лично познакомиться с попавшими в наркотическое рабство людьми. Первые наркозависимые, опекаемые фондом «Возвращение», появились в селе Георгиевское в 1992 году. В 1993 году один из них получил разрешение пожить на приходе в течение нескольких месяцев, и ему удалось произвести на служителей храма благоприятное впечатление. Братия вполне убедилась, что наркоманы в периоды свободные от наркотизации не отличаются в худшую сторону от обычной внецерковной молодежи. В то же время духовник на исповеди получил возможность услышать, до каких преступлений доходят эти же люди в период употребления. Но ни желания, ни мыслей заняться реабилитацией на приходе в то время еще не возникало. Регулярно принимать пациентов на реабилитацию приход начал только с 1998 года.  

 

 

 

Осенью 1998 года перед приходом встала проблема экономического выживания. Сошлись воедино финансово-экономический кризис в стране, отъезд с прихода нескольких работников храма без возможности найти им замену, уменьшение количества прихожан как следствие естественной убыли населения и окончательного упразднения работы общественного транспорта в районе села Георгиевское. В этот период и появилась мысль, пригласить на приход кого-либо из выпускников «Мельницы», желающих дополнительно укрепиться на «правильном пути» после прохождения реабилитации (в начальный период сотрудники фонда «Возвращение» и служители храма рассматривали жизнь реабилитанта на приходе только как постреабилитационную поддержку, желательную, но далеко не обязательную). На приходе рассудили, что могут обеспечить страдающего зависимостью брата не только работой, но в полной мере и духовным попечением, имея такую возможность при малочисленности паствы. Желающие приехать сразу нашлись, более того, в то же самое время, как служители храма обдумывали мысль о приглашении на приход реабилитанта, на «Мельнице» выпускник выразил желание поехать на какой-либо приход для более глубокого воцерковления.

Во время обсуждения вопроса о приеме реабилитанта служители храма приняли одно крайне важное для будущего решение: молодой человек приглашался на приход не в качестве пациента, а должен был быть встречен ими изначально как новый брат, которому предоставляется возможность войти в полноту внутриприходской жизни. Божиим смотрением первый опыт совместной жизни с выздоравливающим накозависимым оказался очень удачным. Парень прожил на приходе немногим менее года, по возвращении в мир находился в устойчивой ремиссии, впоследствии защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации. Каждый год он приезжает на приход в гости, как правило, проводит здесь свой летний отпуск. Месяца через два после его приезда приход дал согласие взять еще одного выздоравливающего брата с «Мельницы», затем еще одного. Таким образом, спустя короткое время на приходе проживало уже три наркозависимых воспитанника. Нельзя сказать, что приход в этот начальный период работы с наркозависимыми уже занимался их реабилитацией. Правильнее говорить о том, что на приходе эти люди получали духовное окормление, меняли свое отношение к миру, систему ценностей, воцерковлялись. После возвращения в «мир» большинство находились в устойчивой ремиссии.

Спустя три года после начала эксперимента, в котором был поставлен вопрос о целесообразности совместной жизни с наркозависимыми на приходе, служители храма сделали следующий шаг: они приняли решение заняться не просто духовным окормлением наркозависимых, но их социальной реабилитацией. Реабилитация становится главным деланием в социальной деятельности прихода. Духовное окормление восполнилось специальными мероприятиями по работе с зависимостью. В течение года число проживающих на приходе реабилитантов возросло до восьми человек. Опытным путем было определено, что такое количество воспитанников является для Свято-Георгиевского прихода оптимальным, поскольку дальнейшее увеличение их числа вело как к снижению качества реабилитационного процесса, так и к заметному ущербу для духовного состояния приходского братства.

Решив принимать на приход накозависимых, служители храма определили для себя четко следить, что пребывание их на приходе не должно разрушить духовную жизнь приходской общины. Цель преследовалась прямо противоположная: вхождение в приходскую жизнь реабилитантов должно было предотвратить угасание приходской жизни на глухом сельском приходе. Фактически братство решилось на проведение эксперимента: не разрушит ли присутствие группы наркозависимых ребят традиционного уклада жизни на маленьком приходе? В дальнейшем  данный вопрос был сформулирован иначе: возможно ли органичное вхождение реабилитационного процесса в жизнь приходской общины? Строить на базе прихода реабилитационный центр, чтобы впоследствии обслуживать «духовные нужды» пациентов и сотрудников, изначально братство не планировало, и такого развития событий осознанно старалось не допустить. Годы занятия этой деятельностью показали, что можно совместить реабилитацию с приходской жизнью. Более того, занятие реабилитацией не только не повредило духовной составляющей приходской жизни, но обогатило ее: борьба с властью наркотической зависимости над человеком потребовала актуализации всего духовного опыта служителей храма, напряжения душевных сил, собственного духовного роста.

С 2000 года настоятель и служители прихода принимают участие в различных конференциях и семинарах, посвященных проблемам наркомании и ВИЧ (после некоторых раздумий в 2000 году приход дал согласие на реабилитацию ВИЧ-инфицированных молодых людей). На первом таком семинаре, организованном фондом «Возвращение» в Санкт-Петербурге, настоятелем Свято-Георгиевского прихода был сделан доклад «Приготовление наркозависимых к жизни на церковном приходе», впоследствии переработанном в статью. Участие в конференциях и семинарах не только давало возможность знакомиться с опытом других людей, подвизающихся на данном поприще и увеличивать свои знания по проблемам наркомании, но также осмысливать свой собственный опыт и совершенствовать реабилитационный процесс на Свято-Георгиевском приходе. Особое значение имела корреляция опыта Свято-Георгиевского прихода с опытом приходов, начавших свою реабилитационную деятельность в те же годы, и строящих реабилитацию  на тех же самых принципах.  Этими приходами являлись Свято-Троицкий приход села Петровское Иваново-Вознесенской епархии и приход Коневской иконы Божьей Матери села Саперное Санкт-Петербургской епархии.

Так, естественным образом сложилась устойчивая успешно работающая в течение десяти лет цепочка реабилитационного процесса, в которую включились общественные и церковные организации из нескольких регионов России. После первичного контакта (очного либо заочного) со специалистами из Санкт-Петербурга наркозависимые пациенты получали приглашение пройти начальный курс реабилитации в реабилитационном центре «Мельничный ручей». Пожелавшие продолжения церковной реабилитации выпускники «Мельницы» направлялись на один из приходов Русской Православной Церкви, в том числе на Свято-Георгиевский приход или на только что упомянутые Свято-Троицкий и в честь Коневской иконы Божьей Матери приходы. Вернувшиеся в город после прохождения основного этапа реабилитации на приходе воспитанники имели возможность постреабилитационного сопровождения при храме Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга (священник – духовник «Мельницы» являлся в то же время клириком данного храма). Позднее появилась возможность некоторым из приходских выпускников на период ресоциализации предоставить место в социальной гостинице. 

Отчасти потому, что служители прихода прежде начала приходской реабилитации были посвящены в проблему зависимости и находились в постоянном общении с людьми, сделавшими реабилитацию наркозависимых своей профессией, отчасти по счастливому стечению обстоятельств, удалось избежать ошибок, которые надолго, если не навсегда, отбивают охоту заниматься реабилитацией и воцерковлением наркозависимых. Отметим некоторые моменты. На Свято-Георгиевском приходе не было приема наркозависимых воспитанников прямо с "улицы" без прохождения ими предварительного мотивационного этапа. Не принимались на реабилитацию люди из ближайших населенных пунктов. В реабилитационную деятельность приход входил постепенно и с осмотрительностью, что позволило избежать непонимания или агрессии со стороны прихожан и местных жителей к данной социальной деятельности. Изначально не было попыток проводить при храме совместную реабилитацию наркозависимых обоего пола (на монашеском приходе реабилитацию проходили только юноши). Также братия всегда отказывалась заниматься реабилитацией алкаголезависимых.

В 2005 году на несколько месяцев на приход приехал Роман Прищенко  – молодой человек, долгое время занимавшийся проблемами зависимости от психоактивных веществ, знакомый с профессиональными методиками реабилитации и с реабилитацией по программе "12 шагов". Причиной его появления на приходе было желание глубокого вхождения в церковную жизнь, что являлось его главным приоритетом в тот период. Желание сотрудничества со служителями храма в деле реабилитации пришло позднее, во время его последующих посещений прихода, которые стали регулярными. Братия  просили гостя поделиться профессиональным опытом и знаниями, иногда ему благословлялось провести консультацию воспитанника по какой-либо проблеме. Роман имел возможность знакомиться с особенностями церковной реабилитации, принимать участие в приходских мероприятиях по работе с воспитанниками. Служителям храма было важно и интересно услышать мнение специалиста по тем или иным моментам приходской работы с наркозависимыми, а также сформулировать ясный ответ на те вопросы и недоумения, что возникали у него. Роман, прежде всего, был настроен понять сложившуюся при храме методику реабилитации, а не переделать ее, навязывая свой взгляд. Свои советы и мнения он отдавал на суд настоятеля и не пытался оспаривать принятого священником решения. Таким образом, в сотрудничестве с Романом несложно было соблюдать возложенную изначально братией на настоятеля обязанность контролировать, чтобы профессионалы от реабилитации не нанесли ущерба церковной жизни на приходе. Принцип, что реабилитационный процесс должен органично сочетаться с приходской жизнью, оставался неизменным.

Издание в 2006 году книги «Не умру, но жив буду» и съемки одноименного фильма, повествующие о работе с наркозависимыми на Свято-Георгиевском приходе, а также проведенный в 2007 году на базе прихода цикл семинаров тренингов по организации реабилитации в церковной общине, подвели итог очередному этапу деятельности служителей прихода по развитию церковной реабилитации. Внимательный анализ сделанного позволил понять, на чем необходимо сконцентрировать усилия для ее дальнейшего становления. Были выделены две основные задачи: во-первых, совершенствовать методику приходской реабилитации и, во-вторых, предложить накопленный опыт другим общинам Русской Православной Церкви, распространить его. В рамках первой задачи, прежде всего, следовало проверить, какими наработками следует воспользоваться у профессионалов, что, восполняя проводимую на приходе работу, можно органично совместить с церковной жизнью. В частности, следовало проверить, возможен ли синтез церковного подхода к реабилитации с реабилитацией по программе «12 шагов», можно ли сделать из них единое целое? Задача распространения опыта требовала изложения накопленных приходом знаний по реабилитации в виде структурированной, ясно изложенной методологии.  

В работе над методологией и совершенствованием методики церковной реабилитации приняли участие служители храма, Роман Прищенко и Елена Рыдалевская. Первым значительным результатом совместной деятельности явилось понимание того, что синтез церковного подхода к реабилитации и «12 шаговой» программы невозможен. Следующим этапным моментом в работе явилась поездка настоятеля Свято-Георгиевского храма и Романа в Германию для знакомства с деятельностью по реабилитации христианской организации "Neues Land" («Новая земля»). Организация, существующая с 1968 года, является одной из старейших в Германии на этом поприще. Главным итогом поездки явилось озарение относительно собственного реабилитационного делания: бывает так, что встреча с кем-то позволяет по-новому взглянуть на самого себя, понять себя. Именно это и произошло в период знакомства с деятельностью "Neues Land". Стало ясным до очевидности, что заложено верное основание в приходской реабилитации, что в будущем ничего не придется радикально менять, что дальнейшее развитие будет представлять собой только раскрытие тех потенций и возможностей, которые уже имеются в зародыше. Пришло целостное видение перспектив церковной реабилитации в церковных общинах и в Церкви в целом. Вместе с пониманием пришло вдохновение заниматься этой деятельностью с большим усердием и самоотдачей. Наконец, пришла уверенность, что действительно настало время изложить методологию церковной реабилитации, и что нам удастся это сделать.