Храм PDF Печать

Комплекс храма расположен на запад­ной окраине села, на высоком, полого спускающемся к Волге береговом отко­се. Четверик церкви выстроен в 1813 г., трапезная и колокольня чуть позднее. Во 2-й пол. 19 в. вместе с окружающим ее кладбищем обнесена оградой. Прямоли­нейные отрезки последней (с запада и се­вера) соединяются под прямым углом и обращены к сельской застройке, криво­линейные (восточный и южный) живо­писно расположены на волжском склоне. С трех сторон в ограде устроены воро­та, в северную ее стену включен неболь­шой дом причта кон. 19 в.

Все постройки выполнены из кир­пича. Стены храма оштукатурены, ог­рада и дома причта побелены по об­мазке. Хорошо сохранившийся комп­лекс интересен как образец классициз­ма с элементами архитектуры барок­ко. Играет большую роль в окружаю­щем пейзаже.

Церковь Георгия. Пример запозда­лого использования раннеклассицистических форм в более поздний период. Объемная композиция уравновешена. Двусветный четверик со скругленными и слегка заглубленными углами, что ха­рактерно для костромского региона, за­вершен по барочному повышенной граненой кровлей, несущей небольшую главку с перехватом на стройном вось­мигранном барабане. Продолговатая пятигранная апсида и широкая трапез­ная с полукруглыми алтарями, заходя­щими на четверик, по высоте равным первому ярусу храма. Трехъярусная ко­локольня с высокими арками звона двух верхних четвериков увенчана шпи­лем, поднимающимся над яйцевидной граненой кровлей с люкарнами по сто­ронам света.

Фасады всех объемов расчленены неглубокими прямоугольными ниша­ми, куда помещены лишенные налич­ников оконные проемы с замковым камнем в вершине; окна трех апсид вы­делены сандриками в виде двухступен­чатой полочки на сухариках-крон­штейнах. В антаблементе четверика и верхних ярусов колокольни использо­ваны пояса из квадратных нишек, на­поминающих ширинки древнерусской архитектуры, ряды сухариков и много­численные тяги. В нижнем ярусе коло­кольни спаренные пилястры поставле­ны с выпуском углов, изящно профили­рованный карниз над ними крепован. Этот ярус колокольни - двухэтажный, второй этаж освещают круглые окна в арочных нишах. Одинарные пилястры верхних ярусов не доходят до архитра­ва и трактованы как декоративные элементы.

В интерьере высокое основное про­странство с двумя рядами окон расчле­нено на ярусы и каждый завершен сложно профилированным карнизом большого выноса. Перекрытие — сомк­нутый свод с проемом светового бара­бана (ныне закрыт). Цилиндрический свод апсиды переходит в граненую конху. Над трапезной - коробовый свод с лотками по сторонам и распа­лубками над окнами. Первый этаж нижнего яруса колокольни перекрыт коробовым сводом; в стене — лестница к ярусам звона.

Масляная живопись выполнена во 2-й трети 19 в., частично поновлена в сер. 20 в. Замечательный памятник, компо­зиции которого в духе барокко отлича­ются разнообразием сюжетов, а в фигу­рах отдельных святых прослеживается влияние древнерусской живописи. В своде, разделенном широкими ор­наментальными полосами на четыре части, написаны "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Воскресение" и редко встречающаяся в это время ком­позиция "Сошествие во ад". Венчаю­щий и междуэтажный лепные карнизы декорированы модульонами с розетка­ми и дополнены гризайльными фриза­ми с орнаментом из растительных за­витков.

На стенах живопись размещена в двух ярусах: в верхнем на боковых сте­нах изображены святые епископы, в нижнем - по одной сцене: "Нагорная проповедь" (северная) и "Изгнание торгующих из храма" (южная), кото­рые отличаются сложностью компози­ции и наивностью в трактовке персо­нажей. На западной стене, вверху, в центре представлена "Новозаветная Троица", по ее сторонам в два яруса написаны "Воскрешение Лазаря", "Не­сение креста" и "Притча о богаче и бедном Лазаре" в двух сценах. Над "Новозаветной Троицей" - гризайльная композиция, включающая ангелов с крестами и церковные атрибуты. В нижнем ярусе, по сторонам проема в трапезную расположены гризайльные рамы, имитирующие каннелирован-ные пилястры, с пышными картушами вверху.

Главный иконостас 2-й трети 19 в. — выдающееся для этого региона произ­ведение. Его торжественная и парад­ная композиция выполнена в духе классицизма, резной декор - в духе ба­рокко, а иконы следуют традициям древнерусской живописи. Это высокое пятиярусное сооружение с заворотами (в одну ось) на боковые стены. Крепованные антаблементы с розетками и модульонами проходят на границе пер­вого яруса, объединяющего иконы двух чинов, и в завершении иконоста­са. Венчающий карниз является про­должением лепного карниза стен, ко­торый разорван в этом месте. Средние ярусы разделены простым карнизом и двойным фризом. Иконы по осям цар­ских и боковых врат слегка заглубле­ны. Центральная часть нижнего яруса представлена в виде выдвинутого впе­ред четырехколонного портика с тре­угольным фронтоном. К верхнему, бо­лее узкому, праотеческому ярусу, увенчанному небольшим треугольным фронтоном и "Распятием", примыка­ют плоские волюты. По краям иконо­стаса поставлены медальоны в резных гирляндах. Царские врата из шести клейм с ико­нами - под окладом кон. 19 в., декори­рованного орнаментом-плетенкой. Над ними помещено традиционное изобра­жение Св. Духа в виде голубя с исходя­щими лучами, выше - ниспадающиерезные драпировки - отголосок стиля барокко. Все фризы обильно покрыты резьбой растительного характера. Представляют интерес иконы деисусного, пророческого и праотеческого ярусов, выполненные в духе древнерус­ской живописи 2-й пол. 17 в. В праотеческом ярусе вместо традиционного "Отечества" написано "Коронование Богоматери". Перед иконостасом стоят два киота 2-й трети 19 в. Киот с северной стороны выполнен в барочных традициях. Это эффектная барельефная композиция из двух ангелов, стоящих по сторонам ико­ны, и двух коленопреклоненных ангелов вверху, поддерживающих картуш и ко­рону.

Два придельных иконостаса в трапез­ной 2-й трети 19 в. - хорошие образцы в духе классицизма. В их одинаковых ком­позициях два небольших выступа по сто­ронам царских врат несут пологий фронтон и "Распятие". Царские врата украшены сквозной резьбой, в северном иконостасе в нее вплетены шесть ме­дальонов, в южном - четыре медальона и картуш.

Ограда с воротами. Низкая сплош­ная кирпичная ограда - памятник позд-неклассицистической архитектуры ма­лых форм - очень выразительна и под­черкивает высотный характер храма. Квадратные столбы делят стену на прясла и через один слегка возвыша­ются над крутыми скатами ее кровли, укрупняя общий ритмический строй. Большие арочные ниши в каждом прясле завершены замковыми камня­ми. При понижении рельефа к реке ог­рада становится выше за счет цоколя, выступ которого четко ограничивает ниши.

Западные и южные ворота трехчастные, восточные имеют только проезд. Каждый арочный проем отмечен в вер­шине замковым камнем. Средняя арка западных ворот с внешней стороны за­вершена архивольтом, опирающимся на одну из двух пилястр по краям каж­дого пилона. В проемах сохранились поздние металлические створки ворот и калиток.